ЗАНЯТИЯ С БЕЗРЕЧЕВЫМ РЕБЁНКОМ ЗАНЯТИЯ С БЕЗРЕЧЕВЫМ РЕБЁНКОМ


Центр сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование город Пермь
Оценка качества муниципальных услуг
Дошкольный портал города Перми
Личный кабинет дошкольника
http://gosuslugi.ru

 

 

ЗАНЯТИЯ С БЕЗРЕЧЕВЫМ РЕБЁНКОМ

В норме речевое развитие ребёнка проходить все этапы: уже с первого месяца малыш начинает "агукать", используя звуки "а", "у"; в 2-3 месяца - гуление, появление первых согласных звуков; в 5-7 месяцев – лепет и лепетные слова: па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба...; к 1 году ребёнок произносит около 10 коротких, урезанных слов, звукоподражаний: ав-ав, дай, на, мама, папа, …; к 2 годам активный словарь (то, что ребёнок говорит) составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребёнка 2-3 лет практически нет речи или он "говорит" непонятные слова?

  • Срочно обратиться к учителю-логопеду.
  • Не игнорировать рекомендации логопеда по поводу обращения к другим специалистам.
  • Самим начинать работу в домашних условиях.

Важным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание правильной речевой среды, поскольку дети испытывают потребность подражать слову взрослого.

  • "Разговаривайте" со своим малышом - создавайте условия, в которых у ребёнка появилось бы желание произносить (повторять) звуки и звукоподражания, первые урезанные слова.
  • Активизируйте речь ребёнка в тесной связи с наглядными материалами, игрой, практической деятельностью. Просите озвучивать увиденное в любых бытовых моментах (даёт что-то, просите сказать "на", гуляете на улице, подражайте звукам: машинка - би-би, собачка - ав-ав, паровозик - чух-чух), удлиняйте с каждым разом звукоподражание до 3 - 4 слогов, пытаясь воссоздать целостность слов (собачка лает ав-ав, позже гав-гав).

Обязательными условиями при этом должны быть:

  • эмоциональный контакт с ребёнком;
  • понимание ребёнком того, что Вы ему говорите;
  • устойчивость внимания (вначале привлечь внимание и постараться удержать).

В период вызывания речи нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное - чтобы он заговорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

  • Чтобы добиться результатов в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще. Используйте игры с мячом, пирамидкой, кубиками ("Сделай такую же фигурку", "Повтори вот так"). Просите ребёнка повторить движения рук, ног, положения туловища в пространстве, небольшие серии движений ("Полетели, как птички"; "Постоим на одной ножке" и т.п.).
  • Проводите дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха (ранее неоднократно мы рассматривали какие и как). С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.
  • Работайте над интонационной выразительность уже имеющихся гласных звуков - потянуть звук с грустной интонацией "А-а-а-а" (девочка плачет), удивлённой интонацией "О-о-о-о", интонацией обиды "И-и-и-". Вызывание гласных звуков и звукоподражаний: "У-у-у-у" (волк воет), "Ау!" (дети заблудились), "Уа-уа" (плачет ляля), "Ой-ой-ой" (ушибли ножку).
  • Проводите артикуляционную гимнастику - упражнения для губ, языка и др. органов артикуляции (упражнения и рекомендации также размещались неоднократно, см.ниже в ленте):

Упражнение "Блинчик" - положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в расслабленном состоянии под счёт до 5.
"Малыш сосёт соску" - сомкнутые губы вытянуть вперёд и производить сосательные движения.
"Вкусное варенье" - облизываем губы язычком по часовой стрелке и в обратном направлении.
"Грибочек" - поднять язык к нёбу и удерживать его там, начать щёлкать (как скачет лошадка) - упражнение "Лошадка"

Желательно проводить все игры и упражнения в комплексе, сочетая игровые приёмы, дыхательную гимнастику, движения органов артикуляции, проговаривание отдельных звуков, слогов.

Играйте весело, играйте с пользой!

2024  МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 67"

 

 Разработка сайта РА "ПТИЧКА".