Тревожный ребенок. Стратегия общения взрослых Тревожный ребенок. Стратегия общения взрослых


Центр сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование город Пермь
Оценка качества муниципальных услуг
Дошкольный портал города Перми
Личный кабинет дошкольника
http://gosuslugi.ru

 

 

Тревожный ребенок. Стратегия общения взрослых

Тревога – это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий в определенной ситуации
Тревожность – психологическая особенность, склонность человека часто переживать тревогу даже по малому поводу (особенность личности и темперамента).

Для тревожного (застенчивого) ребенка характерны следующие особенности поведения:
• полное отсутствие агрессии;
• они избегают любого общения;
• разговаривают шепотом или очень тихо, краснеют, напрягают шею и плечи;
• скованно двигаются;
• не любят проявления интереса со стороны чужих людей к себе, беспокоятся, что о них подумают другие;
• робеют и боятся вступать в беседы, отвечать на вопросы, играть в группе детей;
• боязнь оказаться в неопределенной, новой ситуации;
• негативно воспринимают себя;
• болезненно относятся к любой критике и даже мысли о ней;
• боятся совершить ошибку

Причины возникновения тревожности

• Повышенная чувствительность нервной системы.
• Традиционализм отношений в семье («должен» и «обязан»).
• Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Я кому сказал…» и т.п.
• Недоверие ребенку. Проверка всех аспектов жизни и действий. Ребенку также указывают, с кем дружить.
• Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества.
• Отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь.
• Авторитарный (суровый) стиль общения или непоследовательность требований и оценок.
• Страхом не оправдать надежды, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.
• Фиксация в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или действительно представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Что можно ожидать от тревожного ребенка, каковы перспективы его дальнейшего развития?
Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок чаще нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Практически не играет с другими детьми. Налицо - отказ от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Правила общения с тревожным ребенком
• Важно общаться с таким ребенком тактично и терпеливо
• Учить ребенка смотреть в лицо своего собеседника. Как можно чаще повторяйте фразы: «Посмотри на меня!», «Не опускай свой взгяд! Я люблю, когда вижу твои глазки!»
• заранее готовьте ребенка к различным социальным событиям: к посещению гостей, походу в общественное место, выступлению на утреннике, делая акцент на том, о чем можно говорить в различных ситуациях. Не бросайте в процессе общения. Помогите ему познакомиться с другими ребятами, поддержите беседу и поиграйте («Привет! Как тебя зовут? А мою дочку зовут__. Катя поздоровайся с… и т.п.)
• Избегать публичных порицаний и замечаний!
• Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
• Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше). Сравниваем достижения ребенка с его же результатами!
• Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой сверстников и родных.
• Хвалить ребенка, гордиться им, но так, чтобы он знал, за что.
• Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
• Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
• Использовать наказание лишь в крайних случаях.
• Не унижать ребенка, наказывая его («Что как осел!», «Ты совсем дурак!?»)
• Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
• Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
• Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
• Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….)
• Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
• Не торопить! Давать время сообразить.
• Когда торопится, останавливать, успокаивать.
• Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце занятий, а в середине.
• При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
• Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Такие дети могут быть в роли «помощника главного», наблюдателя за соблюдением правил игры.
Тревожных детей важно учить управлять своим поведением и снимать напряжение
• Чаще используйте телесный контакт. Не скупитесь на объятия, одобрительное похлопывание по плечу
• Читайте и сочиняйте вместе сказки и истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно добивался успеха, хотя на его пути иногда встречались и преграды.
• Вместе выполняйте упражнения на релаксацию:
- рисование под спокойную музыку природы по своему замыслу кистью, ладонями и пальцами красками или на песке (как хочется, без правил и правильности!);
- упражнения на расслабление мышц, дыхание («Насос и мяч», «Надуй шарик», «штанга», «Тает мороженое», «Кораблик и ветер» и др).
• Полезны занятия йогой, массаж и просто растирания тела от периферии к центру.

Релаксационные и дыхательные упражнения для повторения дома

«Дудочка»

Предложить малышу поиграть на дудочке – вообразить, словно он держит инструмент в руках, набрать побольше воздуха в легкие, вытянув губы трубочкой и поднеся к ним дудочку, потихоньку выдувать в нее воздух. При этом длительно произносится звук «у», как имитация звука дудочки.

«Насос и мяч».

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Встаньте парой. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос, который надувает этот мяч.
Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ, начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.» Затем играющие меняются ролями.

«Тает мороженое»

Представляем, что каждый из нас большая мороженка. Огромная, красивая, крепкая, плотная, холодная из морозилки. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и мороженка начинает таять. Далее изображаем, как тает. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище, одна коленка, вторая и превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Любопытная Варвара» (Упражнение на расслабление мышц шеи)

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы)
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

«Шарик»

Цель: расслабление мышц живота. И. п.: стоя.

Учитель: Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руку на живот.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (выполнить вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох),
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко. ровно. глубоко.

«Штанга»

Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса. И. п.: стоя.
Встаньте. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелую штангу.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклон вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).
Крепко держим... и бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно!

«Шалтай-болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Шалтай-Болтай (поворачиваемся вправо-влево, руки как плети свободно болтаются)
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне (наклоняемся вниз расслабляем руки)
(С. Маршак)

2024  МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 67"

 

 Разработка сайта РА "ПТИЧКА".