Речь начинается со звукоподражаний Речь начинается со звукоподражаний


Центр сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование город Пермь
Оценка качества муниципальных услуг
Дошкольный портал города Перми
Личный кабинет дошкольника
http://gosuslugi.ru

 

 

Речь начинается со звукоподражаний

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, тем самым, ускоряет переход к полноценной речи. Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Если ваш ребёнок научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1. Начинаем работать над гласными.

  • Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
  • У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
  • Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы – растянуты в «улыбку»
  • Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2. Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

  •  Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
  • Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».
  • Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3. Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

  • Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
  • Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
  • Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
  • Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперѐд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
  • Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
  • Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
  • Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
  • Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

4. Далее – звукоподражательные слоги и слова.

  • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
  • Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
  • Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
  • Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
  • Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2. Использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

Рекомендую литературу:
1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В., Володина В.С. «Большой альбом по развитию речи».
2. Олеся Жукова «Я учусь говорить».

Желаю успехов!

2024  МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 67"

 

 Разработка сайта РА "ПТИЧКА".